Познавательное развитие.

25.01.2023

Программа
Рабочая программа по познавательному развитию.docx (скачать)

01.09.2021

  1. Создание предметно- пространственной развивающей среды

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.


Так, например, в группе в этом направлении развития детей представлены следующие уголки игровой активности:

1. Уголок конструирования
2.Книжный уголок
3.Уголок безопасности
4.Уголок двигательной активности
5.Уголок «Наше творчество»

Остановлюсь более подробно:

- уголок конструирования

Создан с целью развития логического мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, мелкой моторики; интереса к конструированию, представлений о строительных деталях, их названиях, свойствах;


Мы расположили в данном уголке комплекты строительных конструкторов.

Строительный материал размещен в групповой комнате так, чтобы детям можно было легко пользоваться им – удобно и доступно.

- Конструктор: деревянный , пластмассовый, мягкий конструктор

- Логические игры, мозаика, пазлы;

- Природный и бросовый материал.


следующий уголок- уголок экспериментирования и природы

Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.


Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, в группе создана: мини – лаборатория.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, и т.п.);

-Утилизированный материал (фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, различные виды весов и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки,);

-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы);


В уголке природы, успешно решаются задачи по живой природе, происходит знакомство детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково

строение растений, значение растений.

Ежедневно дети следят за изменениями в природе и фиксируют наблюдения в календаре.


Также имеются тематические альбомы:

-луговые цветы,

-садовые цветы,

-комнатные растения,

-насекомые.


- уголок логики и размышления

Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, детям предлагаем различные виды развивающих игр. Это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Волшебные огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.


- книжный уголок

Особое значение в работе придаем работе с художественной литературой, знакомстве с книгой; стараясь привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.

В книжном уголке имеется кукольный театр. Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Дети с удовольствием инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.




- уголок безопасности

Есть в группе уголок безопасности: модель светофора, дорожные знаки, макет проезжей части. Дети с удовольствием разъясняют друг другу, что обозначает дорожный знак или как вести себя на дороге.




уголок «Наше творчество»

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому выделили место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому мы организовали несколько выставок детских поделок: «Стенд рисунков и аппликации», уголок «Наше творчество» (совместные поделки детей и родителей)




2. Использование методов обучения (экспериментирование, опыт, наблюдение) в образовательном процессе

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни.

Для развития наблюдательности и внимания проводим следующие упражнения:


«Волшебный мешочек» (в мешочек складываем различные предметы, знакомые игрушки, предлагаем назвать их по памяти, используем соревнование: кто больше вспомнит)

«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)

«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур)

«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.


Организовываем наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира);


Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных используем, например, такого вида:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Мы проводили с детьми следующие эксперименты:Хочу такой сайтХочу такой сайт

  • Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.

  • Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.

  • Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.


Приведу пример эксперимента «Как вода исчезает». Мы брали разные предметы: губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, блюдце. Аккуратно ложкой поливали их водой. Отмечали, какие предметы впитывают воду, какие нет, какие предметы впитывают воду лучше. Наливали воду в блюдце, отмечали уровень воды фломастером, оставляли на несколько дней, отмечали новый уровень. Пришли к выводу, что вода не могла впитаться, она «улетела» в воздух в виде маленьких частиц (испарилась).

Таким образом, могу отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.


  1. Включение занимательности в содержание занятий, имеющее проблемно– поисковые ситуации


Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаем очень важным правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Особое внимание уделяем неправильным ответам. Анализируем их вместе с детьми, помогаем понять их ошибку, подводим к поиску нового способа решения задания.

Приведу примеры использования проблемных ситуаций:

Окружающий мир

  1. С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?

  2. Как хлеб на стол «пришёл»?

  3. Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?

ФЭМП

  1. Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?

  2. Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?

  3. Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).

Изобразительная деятельность, лепка

  1. Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?

  2. Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.

Развитие речи.

  1. После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.

  2. Предложить придумать свой конец сказки.


Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, используем следующие:

Ситуации на транспорте.

  • Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?

Ситуации с огнём.

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать?

Ситуации с водой

  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?


Подводя итог, можно сделать вывод:

Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.



4. Использование развивающих и дидактических материалов.

Дидактические материалы как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

  • развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

  • учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

  • закрепляет знания, умения.


Дидактические материалы мы используем не только в свободное время, но и на занятиях.

Приведу несколько примеров

«Окружающий мир»

«Четвёртый лишний»

Детям предлагаю найти лишнюю картинку в ряду и объяснить почему.

Во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой, проводим игры с природным материалом «С какой ветки детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», «Лесник» и др.


С какой ветки детки?

Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.




«Формирование элементарных математических представлений»

«Сложи из палочек»

Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.







 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».